Перспективы развития технического творчества в г. Заволжье. В Заволжье и районе

cvr_rovestnik

12 мая 2014 г. министром образования и науки РФ Дмитрием Ливановым была представлена Концепция развития дополнительного образования.
По его словам министра система дополнительного образования в России давно нуждается в обновлении: «Система допообразования была традиционно сильна в СССР. В значительной степени ее потенциал в последние 20 лет ослаб, и нам необходимо выйти на новый уровень развития системы дополнительного образования и воспитания детей в нашей стране».

«… потребности страны тоже должны приниматься во внимание. Сейчас Россия остро нуждается в инженерах, других специалистах, разрабатывающих высокие технологии, выпускающих наукоемкие изделия, умеющих осуществлять инновации. Хотелось бы, чтобы учреждения дополнительного образования детей учитывали этот общественный запрос в своей деятельности – отмечает В.Матвиенко в своем интервью «Российской газете».
В Концепции подчёркивается, что особое внимание нужно уделить среднему и старшему школьному возрасту. У ребенка среднего школьного возраста просыпается потребность что-то создавать, творить, выделяясь из коллектива. Это период поиска собственного «я», первое серьезное размышление о выборе профессии.
Объединения нашего Центра внешкольной работы «Ровесник» технической направленности – хорошее предложение для подростков. В технических кружках воспитывается привычка анализировать свою работу и стремление к совершенному, появляется умение все делать своими руками. Здесь учащимся предлагают самостоятельно решать различные практические задачи, развивая творческий интерес ко всему, что окружает человека в его повседневной жизни. Многие не знают и не задумываются, как устроены и за счёт чего работают вещи вокруг нас. Когда ребёнок подходит к дверям супермаркета, и перед ним открывается дверь, он не думает, как это устроено, но современный человек должен хотя бы в общих чертах представлять устройство вещей.
В Центре внешкольной работы «Ровесник» для детей старше 10 лет созданы условия и возможность обучаться, конструировать, изготавливать, проводить испытания и участвовать в соревнованиях по авиа-, авто-, судо-, ракетомоделированию, работает объединение столяр-конструктор. Обучающиеся в этих объединениях занимают призовые места на соревнованиях областного уровня.
Однако нельзя не заметить снижение интереса к техническому творчеству у современных подростков. Это связано в первую очередь со значительным отставанием дополнительного образования от научно-технического прогресса.
«Сейчас в дополнительное образование детям идти нет смысла, потому что там нет передовых технологий, о которых они знают все. И если взрослые, приходя куда-то, где показывают самолеты 40-летней давности, могут умилиться, то современного ребенка это не интересует. Если он и готов что-то строить, то только действующую модель, которая должна летать»
Отсутствуют программы дополнительного образования, предполагающие развитое материально-техническое обеспечение (3D-конструирование, моделирование, исследование, робототехника, музыкальное творчество, web-дизайн, программирование и сайтостроение).
«В 90-е годы система внешкольного образования, переименованная в дополнительное, оказалась «на обочине», полузабытая государством на «остаточном» принципе финансирования. Дополнительное образование не вошло ни в государственную программу информатизации, ни в Приоритетный национальный проект «Образование», ни в другие государственные программы. Во многих учреждениях за последние десятилетия мало что изменилось – от методик преподавания и тематики занятий до устаревшего оборудовании.»
Таким образом, перед нами сейчас стоит задача обновления содержания и повышения качества дополнительного образования в ЦВР «Ровесник». Первым шагом к этому мы считаем создание новых современных объединений, основанных на компьютерных технологиях.
Вероятно, немногие с энтузиазмом отнесутся к идее посадить ребёнка за компьютер ещё и в кружке, ведь современный подросток и так слишком много времени проводит у монитора. Это действительно так, но именно поэтому так важны становятся дополнительные образовательные программы «Основы компьютерной грамотности», «3D-моделирование», «Робототехника», «Сайтостроение», «Web-дизайн» и прочие. Они позволят изменить отношение ребёнка к компьютеру как к развлечению на отношение как к инструменту для творчества.
«Цифровые устройства и компьютерные технологии давно уже стали таким же привычными необходимыми атрибутами современного мира как электричество или, скажем, водопровод… Да, они уверенно пользуются ими, порой не обладая элементарными знаниями ни об устройстве, ни о программном обеспечении… поэтому цель создания новых дополнительных образовательных программ – превратить обучающихся в грамотных пользователей персонального компьютера, и — самое главное – изменить отношение к нему как к игрушке на отношение к созидающему инструменту».
Первое объединение, которое начало работу в этом году — «Робототехника». Это проектирование и конструирование всевозможных интеллектуальных механизмов — роботов, имеющих модульную структуру и обладающих мощными микропроцессорами. Во время занятий ребята учатся проектировать, создавать и программировать роботов. Командная работа над практическими заданиями способствует глубокому изучению составляющих современных роботов, а визуальная программная среда позволит легко и эффективно изучить алгоритмизацию и программирование. В наше время робототехники и компьютеризации ребенка необходимо учить решать задачи с помощью автоматов, которые он сам может спроектировать, защищать свое решение и воплотить его в реальной модели, т.е. непосредственно сконструировать и запрограммировать. В педагогической целесообразности этой темы не приходиться сомневаться, дети научатся объединять реальный мир с виртуальным, получат дополнительное образование в области физики, механики, электроники и информатики в процессе конструирования и программирования.
Один из лидеров в образовательной робототехнике в России – Челябинская область. Там достаточно давно поняли потенциал развития робототехники и практически в каждой школе, даже в сельской, имеется набор конструктора Лего, на базе которого можно обучаться.
В Нижегородской области это направление в детских образовательных организациях активно развивается, сейчас в областных соревнованиях по робототехнике принимают участие команды из Кстовского, Сергачского, Спасского, Кулебакского, Богородского, Навашинского, Сокольского районов, г. Павлово, г. Арзамас, г. Выкса, г. Саров, г. Дзержинск, г. Н.Новгород.
Заниматься конструированием роботов Lego можно на базе любого компьютерного класса, например, в общеобразовательной школе. Но в этом случае обучающийся будет ограничен готовыми платформами и деталями. Организовав робототехнику на базе нашего Центра, мы сможем предложить ребятам значительно большую свободу творчества, чем сборка готовых элементов: ребята смогут сами выточить детали, использовать паяльные станции, любые контроллеры и процессоры и другое современное оборудование, чтобы создать своего индивидуального робота.
В дальнейшем ЦВР «Ровесник» планирует создавать следующие современные объединения:
— Авиакиберспорт
— Фото, видео, медиатворчество (вебдизайн)
— 3D моделирование
— Возможность предоставления информального образования (он-лайн конференции, круглые столы, он-лайн лекции, образовательные порталы)
— Основы компьютерной грамотности
— Программирование и сайтостроение
— Проектная и исследовательская деятельность учащихся
Мы уверены, что современные программы объединений, интересные и актуальные для современной молодёжи привлекут в наш Центр обучающихся среднего и старшего школьного возраста.
Кроме открытия новых направлений, оснащение современной техникой поднимет на качественно новый уровень работу объединений судо- авиа- и автомоделирования. Дополнительные образовательные программы этих объединений будут содержать отдельным модулем курс освоения специальных проектировочных программ, что позволит получить более глубокие конструкторские навыки обучающимся по ним ребятам.
«…сейчас стоит задача – вернуть передовой край науки, техники, искусства в систему дополнительного образования. … система дополнительного образования может и должна стать основой вариативности нашего образования.»

Автор статьи – методист ЦВР «Ровесник» Сытник Н. В

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать − 4 =