Система незаконного обращения с промышленными отходами выстроена в Нижегородской области
Прошло чуть более трех недель с момента, как фильм-расследование Аркадия Мамонтова «Ядовитый бизнес-2» первый раз вышел в эфир телеканала «Россия 1». В фильме было показано, как журналисты телеканала обнаружили несколько мест в Дзержинске и его окрестностях, где незаконно сливались и захоранивались опасные промышленные отходы.Первый выход фильма Мамонтова был фактически проигнорирован руководством Росприроднадзора и администрацией Нижегородской области. Возможно, это связано с тем, что фильм показали глубокой ночью, когда количество зрителей минимально. Это давало надежду федеральным и региональным чиновникам на то, что фильм не заметят и он не вызовет широкого общественного резонанса. Но уже через неделю, 19 и 20 августа, «Ядовитый бизнес-2» четырежды показали по каналу «Россия 24», причем каждый раз он выходил в прайм-тайм. Соответственно, миллионы россиян смогли увидеть, что творится с промышленными отходами в Нижегородской области. Уже утром 21 августа на сайте ведомства появилось короткое сообщение: глава Росприроднадзора России Артем Сидоров распорядился провести проверку всех изложенных в фильме Аркадия Мамонтова фактов. Сейчас специальная группа из центрального аппарата уже начала свою работу в Нижегородской области.

Можно было бы поставить точку в этой истории. Проблема вскрыта, и по итогам проверки виновные, если таковые найдутся, наверное, будут наказаны. Но, как говорится в русской народной пословице, за деревьями иногда можно леса не увидеть. Ведь по факту мы видим лишь реакцию на вопиющие факты экологических нарушений в сфере обращения опасных промышленных отходов, вскрытые журналистами центрального канала в одном городе России. Но проблема гораздо глубже и масштабнее.

Аркадий Мамонтов так и не решился произнести вслух то, что и так было очевидно зрителю. На экране мы увидели не просто очередные факты экологических преступлений, а устоявшуюся систему, которая позволяет зарабатывать деньги, хищнически относясь к природе и нанося невосполнимый ущерб бюджету. Речь идет о колоссальных суммах, которые недополучает бюджет при освобождении промышленных предприятий от уплаты за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Многие предприятия освобождаются от НВОС незаконно, поскольку утилизация и обезвреживание промышленных отходов осуществляется фиктивно. Предприятия получают от фирм из других регионов акты утилизации или обезвреживания, а реально опасные промышленные отходы незаконно захораниваются или сливаются в нижегородской области.

Решить эту проблему можно было бы быстро и эффективно. Во-первых, необходимо инициировать встречные проверки всех поставок промышленных отходов на утилизацию или обезвреживание за пределы Нижегородской области за последние два года с целью выявления фактов фиктивной деятельности и нанесения ущерба бюджету области.  И в распоряжении «Козы» есть информация, что с соответствующими предложениями в ГУ МВД и УФСБ по Нижегородской области уже обратился «Общественный экологический контроль России».

Во-вторых, по результатам встречных проверок необходимо отзывать лицензии у тех юридических лиц, которые участвовали в схемах фиктивной утилизации промышленных отходов.

В-третьих, руководству Росприроднадзора необходимо рассмотреть и принять от общественных экологических организаций, частного бизнеса и промышленных предприятий предложения по созданию в Нижегородской области условий для создания необходимых мощностей для утилизации, обезвреживания и захоронения всех промышленных отходов, образующихся на нижегородских предприятиях.

Однако последние события дают повод думать, что руководство Департамента Росприроднадзора по ПФО не заинтересовано в таком варианте развития событий. Напротив, все, что предпринимает Росприроднадзор очень похоже на попытку нивелировать вопиющие факты, вскрытые в фильме «Ядовитый бизнес-2». Не удивлюсь, если в итоговом отчете ведомства не будет указан виновник данных нарушений, а найденные на территории завода «Заря» промышленные отходы вдруг окажутся вовсе не опасными. Уже сейчас появилась инсайдерская информация, что огромный котлован, вырытый на карте закрытого Игумновского полигона для слива промышленных отходов, хотят представить как противопожарные мероприятия.

По большому счету фильм Аркадия Мамонтова вскрывает не только серьезные экологические нарушения в Нижегородской области, но и, я считаю, некомпетентность главы Департамента Росприроднадзора по ПФО. И здесь, полагаю, стоит задуматься, что заставило руководителя Росприроднадзора России Артема Сидорова остановить свой выбор именно на господине Кручинине, когда он выбирал нового главу ведомства. Ведь до 2015 года Олег Кручинин служил в ГУ МВД по Нижегородской области в звании подполковника и не имел совершенно никакого отношения к экологии. На тот момент ему было 38 лет. Согласитесь, звание для такого возраста впечатляющее. Очевидно, у него могла состояться блестящая карьера в органах МВД. Но вдруг он увольняется из правоохранительных органов и переходит на новую работу – в коммерческую структуру. Было бы интересно узнать, что прервало его стремительную карьеру полицейского. Неужели горячее желание стать директором… теннисного корта? Жаль, что не директором сельского клуба.

По совместительству Олег Викторович (чтобы подработать, наверное) устроился в группу компаний «Чемпион» на должность вице-президента по развитию. И что примечательно: его мама на тот момент уже являлась совладельцем Вадской нефтебазы, которая входила в эту группу компаний, что подтверждается данными ЕГРЮЛ.

Но уже через полгода после трудоустройства господина Кручинина группа компаний «Чемпион» почему-то обанкротилась. На данный момент сумма долгов компаний, входивших в ГК «Чемпион», только перед «ЛОКО-банком» составляет около 200 млн руб. И вот с таким вот багажом бывшего директора теннисного корта в январе 2017 года Олега Кручинина неожиданно назначают руководителем Департаментом Росприроднадзора по ПФО.

Наверное, Олег Викторович был хорошим полицейским и, не исключено, много сделал, чтобы теннисный корт удовлетворял клиентов. Но в качестве руководителя Департамента Росприроднадзора по ПФО он, по моему мнению, проявил полную некомпетентность. Иначе как объяснить тот факт, что за полгода его работы на данной должности он уже имеет два представления от Генеральной прокуратуры РФ на незаконные действия своих подчиненных при выдаче лицензий? И, как мы уже сообщали ранее, Генеральная прокуратура сейчас рассматривает вариант вынесения третьего представления на очередную жалобу от юридического лица.

Может быть, должность главы Росприроднадзора по ПФО можно купить и соответствие должности не имеет значения? Гоню от себя эти мысли прочь! Какие еще могут быть объяснения, почему человек без профильного образования и соответствующего опыта работы после двух представлений от Генпрокуратуры до сих пор не получил соответствующей оценки деятельности от своего руководства из Москвы?

То, что сейчас происходит вокруг Департамента Росприроднадзора по ПФО, наводит на очень неприятные мысли. Создается впечатление, что одних юридических лиц Росприроднадзор покрывает, а у других под надуманными предлогами пытается отобрать лицензию или максимально осложнить им работу. Это явно не государственный подход. И пока чиновники не поймут, что выбранный ими путь ведет в тупик, факты, показанные нам в фильме «Ядовитый бизнес-2», будут множиться – снова и снова.

Источник: https://koza.press