ОСАГО недоступно, штраф «за пешеходов» вырос. Что ещё 2017 год принёс автомобилистам? В Нижегородской области

Вот и прошел 2017 год. Вроде бы всего 12 месяцев, а как много разных событий он принёс для автомобилистов. «Почему именно для автомобилистов?» — спросите вы. Да потому, что именно в этой сфере было наибольшее количество нововведений на законодательном уровне: штрафы стали выше, обязанностей у водителей больше, а чувство защищенности, например, от ОСАГО осталось в разы меньше.

Итак, пять основных автомобильных итогов 2017 года.

1. Электронное ОСАГО

В начале года у всех автомобилистов страны была эйфория от нововведения Е-ОСАГО. Многие водители, страховавшие автогражданскую ответственность в 2016-м, помнят огромные очереди в офисах страховщиков и ночные дежурства у дверей компаний. И хорошо если ты надежный клиент, несколько лет страхования и ни одного ДТП, тогда тебе полис выдадут. А если компании пришлось из-за тебя раскошелиться, то откажут. И предлог всегда был: то полисы закончились, то база «висит», то заявление за месяц не подал на рассмотрение страховщику…

И вот, весь этот беспредел должен был закончиться — Интернет всем в помощь! Выходишь на сайт страховой компании, заполняешь в формы установленного образца данные на водителя и транспортное средство, распечатываешь полис на принтере — и всё! Вуаля, заветный полис в кармане, т. е. в бардачке. А нет! Уже в первые праздничные дни автомобилисты начали жаловаться на частичную доступность сервиса. Кому-то после нескольких часов и посещения сайтов десятка страховых компаний повезло купить полис Е-ОСАГО, а кто-то так и остался ни с чем и вынужден был по старинке лично посетить представителей страховщика.

Вывод: сервис и по сей день имеет частичную доступность, жизнь автомобилистов данная услуга практически не облегчила.

ОСАГО в 2017 году претерпело много изменений
ОСАГО в 2017 году претерпело много изменений

2. Внесены поправки в закон «Об ОСАГО» в части восстановительного ремонта.

И это тоже отразилось на автомобилистах негативно.

Во-первых, автолюбителей лишили всяческих прав, в том числе и права выбора! Если ещё год назад в случае ДТП потерпевший получал выплаты, то в 2017-м он обязан после ДТП согласиться на ремонт в неизвестном сервисе.

Воспользоваться «правом собственности», то есть, например, продать своё авто после ДТП, владелец уже не может — сначала его необходимо отремонтировать! И никого не интересует мнение владельца транспорта — за него уже всё решили. Страховые компании лоббировали, а государство — в лице руководителей Центробанка, Минфина, Минэкономразвития, депутатов Госдумы — поддержало поправки в закон «Об ОСАГО», которые нарушают права и свободы граждан!

Во-вторых, СТО отказываются ремонтировать автомобили по ОСАГО. Автосервисы недовольны тем, что ремонт автомобиля рассчитывается по справочникам Российского союза автостраховщиков (РСА) — по так называемой единой методике, утвержденной Центробанком. Не секрет, что средняя стоимость запчастей в справочниках не отражает среднерыночной цены на автозапчасти. При этом в РСА намерены пересматривать расценки лишь в сторону снижения.

Да и не все автосервисы готовы подписаться под пунктом: «произвести ремонт автомобиля в течение 30 дней». Они утверждают, что нередко бывают случаи, когда уложиться в установленные сроки априори невозможно. Но именно страховщики несут ответственность перед клиентом за сроки ремонта и им проблемы автосервисов не интересны, ведь выплачивать неустойку в случае просрочки вынуждены они. В итоге: страховщики не хотят связываться с автосервисами и отвечать за их работу, а автосервисы не хотят работать по сниженным расценкам.

Вывод: не в восторге от нововведений все: страховые компании, автосервисы и владельцы автомобилей.

СТО часто отказываются ремонтировать автомобили по ОСАГО
СТО часто отказываются ремонтировать автомобили по ОСАГО

3. Введена административная ответственность за отсутствие предупреждающих знаков.

Информирование других участников дорожного движения о том, что за рулем «начинающий водитель» или на автомобиле установлена шипованная резина, по Правилам дорожного движения у водителей было обязанностью и ранее. Но в случае невыполнения данных требований не имелось административного наказания, инспектор мог устно предупредить о необходимости выполнения правил. После 4 апреля 2017 года в ПДД была введена административная ответственность (штраф) за отсутствие предупреждающих знаков, таких как «начинающий водитель», «глухой водитель», «шипы», «автопоезд», «тихоходное транспортное средство» (на тракторах, катках и другой технике, конструктивно не способной двигаться быстрее 30 км/ч) и «перевозка детей» на автобусах.

Что тут сказать? Все относятся к этим знакам абсолютно по-разному. Дело в том, что многие начинающие водители сознательно наклеивают оповещающий знак о том, что они «новички» и к ним нужно относиться более внимательно и более снисходительно… Есть и другие случаи, когда одним автомобилем пользуются (к примеру) муж и жена. Стаж вождения у одного из них солидный, и для него «некомфортно» ездить с наклейкой, что за рулём новичок.

Вывод: штрафы введены не с целью обезопасить дорожное движение, а с целью залезть в карман к автомобилистам.

Все относятся к этим знакам абсолютно по-разному
Все относятся к этим знакам абсолютно по-разному

4. Повышены штрафы для водителей, которые не предоставили пешеходам и велосипедистам преимущество на «зебрах».

Напомню: в 2013 году были внесены изменения в статью 14 Правил дорожного движения, касающуюся движения транспорта и пешеходов на нерегулируемых переходах. Раньше, как только пешеход ступил на «зебру», необходимо было всем транспортным средствам остановиться и пропустить его. Сейчас же водители могут проезжать, пока пешеход находится далеко от полосы их движения, и должны остановиться лишь тогда, когда их транспортное средство может помешать движению пешехода.

На данный момент статья ПДД написана так, что сотрудник ГИБДД может интерпретировать ситуацию так, как сочтет нужным, и составить протокол о привлечении автолюбителя к административной ответственности. Доказать в суде свою невиновность водителю будет сложно, ведь у судей есть правило, которым они руководствуются: «нет оснований не доверять сотрудникам полиции». Хотя каждое правонарушение нужно доказывать, и одним из составляющих должно быть объяснение самих пешеходов и велосипедистов о том, что водитель авто- или мототранспорта их не пропустил или иным образом помешал движению по «зебре».

Так влияет ли повышение штрафов на снижение травматизма на пешеходных переходах? Нет! Необходимо, во-первых, конкретизировать Правила дорожного движения, не допуская различных трактований. Во-вторых, по возможности устанавливать светофоры «по требованию». А в-третьих, осветить «зебры».

Вывод: вводимые меры — это не борьба со смертностью граждан на дорогах и забота о безопасности пешеходов, а всего лишь очередной способ пополнения бюджета за счёт автомобилистов.

Влияет ли повышение штрафов на снижение травматизма на пешеходных переходах?
Влияет ли повышение штрафов на снижение травматизма на пешеходных переходах?

5. Запрет на осуществление организованной перевозки группы детей автобусами, с года выпуска которых прошло более 10 лет.

Запрет на перевозку детей автобусами старше 10 лет — весьма посредственная мера, потому что в России есть и более «молодые» автобусы, которые техническим требованиям могут не соответствовать.

Еще одно требование — автобусы должны быть оснащены системами ГЛОНАСС. Сразу возникает вопрос: кто это будет контролировать, потому что это технически более сложная процедура. Если возраст автобуса можно установить по документу, то наличие и правильное функционирование аппаратуры системы GPS/ГЛОНАСС — это более сложно. В итоге мы придём к тому, что детей группами перевозить не будет никто, проще будет от перевозки отказаться вовсе, чем соблюсти необходимые требования. Останется минимум автобусов по максимальным расценкам. Уже в 2017 году многие родители везли детей в лагерь самостоятельно. То ли ещё будет…

Должно полностью быть регламентировано: техническое состояние и возраст автобуса, как он должен быть оснащён ремнями, что делать, если в заводской комплектации транспортное средство не оснащено ремнями безопасности, где можно получить разрешение на удерживающие устройства, как пройти экспертизу. Если бы у нас таким образом законодательство совершенствовалось, то, вероятнее всего, было бы более применимо и был бы положительный опыт.

Вывод: проблема не в том, что новые нормы вводятся, а в том, что старые не применяются. Поэтому прежде чем вводить что-то, нужно, во-первых, комплексно подойти к вопросу и, во-вторых, подумать, кто и как это будет применять.

Еще одно требование — автобусы должны быть оснащены системами ГЛОНАСС
Еще одно требование — автобусы должны быть оснащены системами ГЛОНАСС

И это только малая, но самая заметная часть нововведений, которые ощутили на себе автолюбители. Но уже через несколько дней я расскажу, что готовит для всех, кто за рулём, 2018 год. Поверьте, это интересно…

Текст: Сергей Кузин, руководитель НРОО «Центр Помощи Автомобилистам»

Фото: Олег Каргаполов, пресс-служба «Группы ГАЗ»

НН.РУ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать − четыре =