Юристы Комитета против пыток сообщили о препятствии в проверке заявлений о применении незаконного насилия и пытках. Обращения в московское отделение общественной организации, штаб которой находится в Нижнем Новгороде, поступили от фигурантов дела об убийстве политика Бориса Немцова.

Тамерлан Эскерханов и Заур Дадаев, арестованные в начале месяца, обратились в межрегиональную общественную организацию 23 марта, рассказали корреспонденту NN.RU в пресс-службе Комитета против пыток. Заур Дадаев ответил утвердительно на два вопроса юристов: «Хотите ли вы обратиться в правоохранительные органы с заявлением о пытках с целью привлечения лиц, применивших к вам пытки, к ответственности?» и «Хотите ли вы, чтобы ваши интересы как заявителя представляли юристы Комитета против пыток?».

Ранее Заур Дадаев рассказал членам Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы, что неизвестные силовики похитили его 5 марта и незаконно удерживали его в подвале, двое суток не давали еды. По словам арестованного, эти люди пытали его током, вынуждая признаться в убийстве Бориса Немцова. «На теле у Дадаева видны множественные телесные повреждения», — отметил после посещения СИЗО член ОНК Андрей Бабушкин.

Тамерлан Эскерханов сообщил правозащитникам, что по дороге из ИВС в Басманный суд Москвы (после задержания 7 марта) над ним издевались люди в черной форме без опознавательных знаков. Его фотографировали раздетым, поджигали ему бороду и лицо. Во время перемещения по суду арестованного били по затылку, пояснице, в область почек.

13 марта руководитель Главного следственного управления СК РФ Александр Щукин заявил, что доводы о незаконном насилии в отношении Дадаева и других фигурантов дела будут проверены. Однако, по информации Комитета, до сих пор Заур Дадаев даже не был допрошен. С 23 марта адвокат Евгений Губин не может попасть в тюрьму «Лефортово», где находится его подзащитный, и инициировать медицинскую экспертизу. По информации общественной организации, адвокату чинят административные препятствия, хотя Евгений Губин не должен получать разрешения на встречу с подследственным.

«Мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть сведений о незаконном применении насилия со стороны правоохранителей, о котором неоднократно заявляли Тамерлан Эскерханов и Заур Дадаев, — отметил юрист Комитета против пыток Дмитрий Пискунов. — В случае с Эскерхановым необходимо получить заключение экспертов о состоянии его здоровья. По непонятной для нас причине официальное следствие заняло странную позицию: и само не проводит проверку сообщений о пытках, и мешает это сделать правозащитникам, сводя шансы на установление истины к нулю и, по сути, нарушая права заявителей на эффективное расследование».

Напомним, известный российский политик Борис Немцов был застрелен ночью 28 февраля. Фигуранты дела об убийстве — пять человек: Заур Дадаев, Анзор Губашев, Хамзат Бахаев,Тамерлан Эскерханов и Шагит Губашев. По информации «Интерфакс», вчера, 30 марта, им был вынесен обвинительный приговор об убийстве, совершенном организованной группой по найму. Исполнителем следствие считает Заура Дадаева.

http://www.nn.ru/