Трудно даже представить, сколько выпало на долю нашим родным и близким: кровавые битвы и сражения, работа в тылу в тяжелейших условиях голода и разрухи… А потом, после Великой Победы, — восстановление народного хозяйства, строительство новых промышленных объектов, создание условий для мирной и безоблачной жизни будущим поколениям.
Мы не должны забывать наше прошлое и, конечно же, имена героев своего времени, участников войны, тружеников тыла, первопроходцев и энтузиастов. К их числу можно отнести и нашего земляка, директора Заволжского моторного завода в период 1973 — 1982 г. Николая Федоровича Китаева.
Всё для фронта, всё для победы!
Н.Ф. Китаев (годы жизни 16.12.1916 – 07.09.1993) родился в обычной крестьянской семье. Со школьной скамьи поступил в Волгоградский политехнический институт, после окончания которого с дипломом инженера-механика в 1940 году получил направление на Горьковский автозавод. Начал работать технологом.
А потом – 1941-й, грянула война. Моторный цех № 2, где трудился молодой инженер, тоже перешел на военные заказы, как и вся промышленность страны. Автозаводцы выпускали в то время и огнестрельное оружие, и боеприпасы. И, конечно, технику — танки. Слово «броня» в то время применяли к таким, как он, специалистам. Им нужно было обеспечивать фронт всем необходимым, зачастую без сна и полноценного отдыха. Да и к продукции требования были очень серьезными.
Китаев работает начальником техбюро моторного цеха №2, а затем становится его руководителем. Уже тогда он был сопричастным к судьбе и делам Заволжского моторного завода. С 1959 года из моторного цеха № 2 началась поэтапная передача на ЗМЗ производства деталей 4-цилиндрового двигателя ГАЗ-21.
Становление и развитие молодого завода
В ноябре 1964 года решением Волго-Вятского совнархоза Н.Ф. Китаев как высококвалифицированный специалист был направлен трудиться на Заволжский моторный завод главным инженером. В этой должности он проработал восемь лет. Имея богатый технологический и производственный опыт, обладая хорошими организаторскими способностями, Николай Федорович со знанием дела взялся за решение задач по становлению и развитию завода.
За этот период было завершено строительство корпуса № 3, где были введены в эксплуатацию производственные площади, начал работать цех сборки и испытания 8-цилиндровых двигателей. В корпусе было внедрено 69 поточных линий, 68 автоматических линий, 1540 агрегатных и специальных станков и другого оборудования. В 1970 году был начат выпуск нового двигателя ГАЗ-24.
На заводе были созданы производственные мощности на 235 тысяч двигателей в год моделей ГАЗ-53, ГАЗ-66, ГАЗ-24. Однако потребность народного хозяйства в грузовых автомобилях повышенной грузоподъемности превышала мощности ГАЗа и ЗМЗ. Поэтому было принято решение о создании дополнительных мощностей. Под руководством Н.Ф. Китаева, главного инженера завода, было разработано новое проектное задание (ПЗ-71). Параллельно с его разработкой Николай Федорович со специалистами завода принимал непосредственное участие в подготовке Постановления Правительства СССР № 222 «О создании дополнительных мощностей по выпуску грузовых автомобилей».
В ноябре 1972 года Н.Ф. Китаев был назначен и.о. директора завода, в марте 1973 года – директором Заволжского моторного завода, а в 1977 году – генеральным директором Заволжского производственного объединения по производству автомобильных двигателей «Автодвигатель».
Пятилетки трудовых подвигов
Реализация проектного задания по наращиванию мощностей производства двигателей под руководством Николая Федоровича была завершена к концу Х пятилетки (1976-1980 г.). За две пятилетки (1971-1980 г.) были построены и сданы под монтаж оборудования пристрои к третьему и четвертому корпусам, корпусу вкладышей, построен пятый корпус. В условиях действующего производства была проведена грандиозная по масштабам реконструкция моторного производства 8-цилиндровых двигателей в корпусе № 3. В ходе реконструкции моторное производство практически полностью было переоснащено. На заводе дополнительно было внедрено 49 автоматических линий, 527 ед. агрегатных, специальных станков и другого оборудования.
По состоянию на 1 января 1981 года были созданы мощности по выпуску двигателей в объеме 435 тыс. штук в год. За досрочное выполнение заданий IX пятилетки (1971-1975 г.) Заволжский моторный завод в феврале 1976 года был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Н.Ф. Китаев много внимания уделял вопросам повышения моторесурса и технического уровня выпускаемых двигателей. Свыше 82% двигателей выпускались с Государственным Знаком качества.
Мирные цели мирного времени
Кроме совершенствования производства ЗМЗ, Николай Федорович внес значительный вклад в социальное развитие коллектива предприятия и города Заволжья в целом. В период его руководства в городе полностью был ликвидирован барачный фонд, построен Дзержинский микрорайон, было положено начало Пушкинскому микрорайону. К 1982 году завершилась газификация жилищного фонда города.
В 1975 году началось строительство городской больницы на 510 коек. За одно десятилетие были построены социально-значимые объекты: четыре детских комбината на 280 мест каждый, профилакторий на 100 мест, плавательный бассейн, стрелковый тир, клуб на 400 мест в пионерском лагере «Сокол» и другие.
Николай Федорович избирался депутатом Заволжского и Городецкого горсоветов, членом бюро Городецкого райкома КПСС и членом Горьковского обкома КПСС. Коллектив предприятия делегировал его на XXVI съезд КПСС и XVI съезд профсоюзов. И на всех уровнях он отстаивал интересы предприятия и его работников, тем самым снискал непререкаемый авторитет у представителей общественности и различных государственных органов, заволжан и городчан, всех работников Заволжского моторного завода.
Заслуги Н.Ф. Китаева были отмечены высокими государственными наградами: орденами Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени и двумя орденами «Знак почета». На его счету две золотые медали ВДНХ и звание лауреата премии Совета министров СССР. В 2015 году благодаря инициативной группе ветеранов во главе с С.Л. Ганиным Николаю Федоровичу был посмертно присвоен статус Почетного гражданина города Заволжья.
Надежда АРТЕМЬЕВА, заведующая народным музеем
истории и трудовой славы ЗМЗ,
фото из музейного архива